Маркировка безалкогольных напитков
Национальная система маркировки «Честный ЗНАК» продолжает расширяться, охватывая новые товарные категории. В этом году она затронет безалкогольные напитки: это ожидаемо, ведь пиво, крепкий алкоголь и питьевая вода уже маркируются. В этом материале рассмотрим правила маркировки безалкогольных напитков, сроки, особенности, а также перечень необходимых действий для продавцов.
Перечень безалкогольных напитков, подлежащих обязательной маркировке
Среди напитков, которые необходимо будет помечать кодами DataMatrix и вводить данные о них в систему, есть следующие:
- безалкогольные (в том числе газированные) напитки с содержанием сахара или иных подсластителей, сока, вкусоароматических добавок;
- cоки (из фруктов, овощей, орехов) которые не подвергались брожению и не содержат спиртовых добавок (включая кокосовую воду), с добавлением или без добавления сахара или других подсластителей;
- растворимые напитки с сахаром или другими подсластителями в составе;
- напитки из растительного сырья (миндальное, соевое, рисовое, кокосовое молоко и пр.);
- квасы;
- морсы;
- компоты, которые не содержат фруктовых плодов и ягод.
Этапы и точные сроки введения обязательной маркировки
С 1 июня 2023 года начался экспериментальный период маркировки безалкогольных напитков. Он продлится до конца лета — до 31 августа. Уже сейчас можно подать заявку и принять участие в эксперименте: маркировочные коды на экспериментальном этапе будут предоставляться бесплатно. Также представители системы «Честный ЗНАК» гарантируют операторскую поддержку и помощь в подборе оптимального технического решения для работы с маркированной продукцией.
После завершения эксперимента начнётся постепенное введение обязательной маркировки этой товарной категории. А именно:
- С 1 сентября 2023 года производители/импортёры должны будут пройти регистрацию в системе маркировки «Честный ЗНАК». После регистрации им будет дано 15 календарных дней на установку программного обеспечение для получения кодов DataMatrix, а также для обучения основ работы с электронным документооборотом в системе.
- С 1 декабря 2023 года начнётся обязательная маркировка безалкогольных напитков в стекле и полимерной упаковке*. К этой дате производителям нужно внести товары в национальный каталог, наладить процессы заказа, оплаты и нанесения уникальных кодов Data Matrix, научиться работать с отчётностью.
- С 1 марта 2024 года стартует обязательная маркировка безалкогольных напитков в алюминиевой и полимерной таре*.
*за исключением соков, нектаров, морсов, напитков из растительного сырья
- С 1 июня 2024 года маркировать нужно будет все виды безалкогольных напитков без исключений, упакованные в кеги, Tetra Pak, а также другие виды тары.
- С 5 ноября 2024 года при розничной реализации товаров этой категории в стеклянной, полимерной упаковке, в алюминиевых и полимерных банках каждый маркировочный код должен сканироваться и передаваться в «Честный ЗНАК» через онлайн-кассу. С 1 марта 2025 года то же самое требование затронет продукцию в кегах.
- С 5 ноября 2024 по 28 февраля 2025 года все участники товарооборота маркированных б/а напитков должны вести объёмно-сортовой учёт. А с 1 марта 2026 года будет запущен поэкземплярный учёт.
Как подготовиться к маркировке
В ходе подготовки к обязательной маркировке необходимо:
- пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК»;
- установить необходимое ПО;
- закупить устройства для печати, нанесения, считывания кодов.
Лучшим способом подготовки станет участие в эксперименте, поскольку представители системы оказывают производителям и импортерам поддержку на каждом этапе ввода. К ним можно обращаться за консультацией. Однако, если участвовать в эксперименте нет желания, то можно постепенно вводить маркировку в соответствии с временными этапами, установленными законодательством РФ.
Когда начать маркировку
Точные сроки зависят от типа производимой продукции и её тары. Согласно постановлению Правительства, завести личный кабинет в «Честном ЗНАКе» нужно до 15 сентября 2023 года. До этого же срока необходимо опробовать ЭДО. Дальнейшие сроки зависят уже от вида безалкогольных напитков и их упаковки.
Когда начинать отправлять сведения в «Честный ЗНАК»
Первыми передавать сведения начнут производители/импортёры безалкогольной продукции в стеклянной таре и полимерной упаковке* — для них маркировка начнётся с 1 декабря 2023 года. Добровольно передавать сведения можно с 1 сентября 2023 года.
*за исключением соков, нектаров, морсов, напитков из растительного сырья
Как избежать нарушений
Чтобы избежать штрафных санкций и административной ответственности, необходимо чётко следовать всем требованиям национальной системы маркировки. Они подробно расписаны на официальном сайте «Честного ЗНАКа».
Что потребуется для работы с маркировкой?
Производителям и импортёрам потребуется специальное ПО, оборудование для печати, нанесения и считывания кодов DataMatrix. Продавцам — онлайн-кассы, 2D-сканеры. Поставщикам — сканеры, а также ПО для отправки электронной документации.
Качество оборудования очень важно для работы с маркировкой: коды должны быть чётко напечатаны и надёжно нанесены на упаковку, чтобы в процессе транспортировки они не были утеряны или повреждены. Это может грозить штрафом или дополнительными расходами на новые коды.
Больше всего требований предъявляется к производителям: именно они ответственны за размещение маркировки. Поэтому компаниям, выпускающим безалкогольные напитки, рекомендуется закупить производительные принтеры этикеток и расходники для них с надёжной клеевой основой. Другой вариант размещения DataMatrix — печать непосредственно на этикетке товара.
Заключение
Обязательная маркировка — это сложный и часто подвергаемый критике проект. Однако польза от него уже заметна: во многих товарных категориях значительно снизилось количество подделок, контрабанды, некачественной продукции. Особенно это важно при производстве продуктов питания, поскольку потребители часто сталкиваются с риском отравлений при покупке некачественных товаров, произведённых в ненадлежащих условиях.
«Честный ЗНАК» обеспечивает не только безопасность для потребителей, но и поддерживает порядочных производителей. Наличие заветной наклейки на упаковке повышает доверие покупателей к товару. При соблюдении всех правил и использовании качественного оборудования обязательная маркировка станет для производства преимуществом.
Источник фото: ru.freepik.com