Маркировка одежды
С 1 января 2021 года в России действует обязательная маркировка товаров из категории «Лёгкая промышленность». Пока не все виды одежды и тканевых изделий попадают под это требование, но список продукции планируют значительно расширить в 2023 году. Новые правила затрагивают всех участников товарооборота — от производителей до розничных продавцов. В этой статье рассмотрим, что такое обязательная маркировка одежды, какие законы её регулируют, как осуществляется процесс, а также другие вопросы.
Законы, регулирующие маркировку одежды и текстиля
Маркировка одежды регламентируется Федеральным законом № 488, принятым 19 декабря 2018 года. Закон обязывает импортеров и производителей вносить данные о продукции в систему, наносить средства идентификации на одежду и текстиль, а других участников товарооборота — вести отчётность через «Честный ЗНАК». Правила маркировки и полный перечень товаров обозначены в распоряжении правительства Российской Федерации № 792-р.
Система «Честный ЗНАК» — суть и цели
Национальная система цифровой маркировки «Честный ЗАНК» — проект, разработанный при сотрудничестве государства с Центром развития перспективных технологий. Цель проекта — снизить уровень незаконного товарооборота, обеспечив защиту потребителей и честных производителей. Обязательная маркировка вводится пошагово, но в будущем государство планирует внедрить её во все товарные категории.
По данным Росстата, за 2020 год объём незаконной продукции в категории «Лёгкая промышленность» составил 11,9%, за 2021 год — 12,4%. Введение маркировки позволяет бороться с некачественными товарами и подделками, а также продавцами, которые не платят пошлины и налоги. Необходимость нанесения идентификаторов осложняет существование подпольных производств, освобождая рынок для порядочных предприятий, выпускающих оригинальные товары хорошего качества.
Проект уже показал отличные результаты на других товарных категориях — например, оборот контрафактных лекарственных препаратов снизился в два раза, а рынок легальных меховых изделий значительно вырос. Критика «Честного ЗНАКА» основана на необходимости вложений — из-за затрат на маркировку производителям приходится повышать стоимость продукции. Тем не менее, положительных моментов больше.
Штрафные санкции и уголовная ответственность в 2022 году
За незаконный оборот товаров, игнорирование маркировки и ряд других нарушений законом предусмотрены штрафы. За особо крупные нарушения может последовать уголовная ответственность. Рассмотрим основные санкции:
- за производство, введение в товарооборот и реализацию одежды без маркировки назначается штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей (для физ. лиц) или от 50 до 100 тысяч рублей (для юр. лиц), а вся немаркированная продукция незамедлительно конфискуется;
- производство и реализация большого объёма немаркированных товаров, а также подделка кода Data Matrix наказывается штрафом до 300 тысяч рублей и лишением свободы на срок до 6 лет.
Эти достаточно строгие санкции позволяют бороться с нелегальными предприятиями и контрафактной продукцией, снижая уровень конкуренции для законопослушных продавцов. А потребителям обеспечивается безопасность — значительно снижается риск приобретения подделки или некачественного товара.
Кого затрагивает маркировка
Маркировка — это не только процесс нанесения кодов Data Matrix на упаковку товаров, сами товары или их этикетки, а также ведение электронной отчётности. Эта обязанность затрагивает:
- Производителей. Продукция, выпущенная на территории России, маркируется до отгрузки с территории производства.
- Импортеров. Товары, ввезённые на территорию РФ из других стран, также маркируются до проведения таможенных процедур, а приобретённые в странах ЕАЭС — до пересечения границы.
- Комиссионеров. Немаркированные товары, принятые на реализацию от обычных граждан, также должны быть промаркированы перед реализацией.
- Оптовых и розничных продавцов. Если код маркировки был потерян или повредился, необходимо провести процедуру заново.
Оборот немаркированной одежды запрещён с 1.01.2021. В 2021 году ещё было разрешено продавать немаркированные остатки, но сейчас все сроки уже истекли. Поскольку перечень товаров ежегодно расширяется, требование уже в скором времени может затронуть каждого, поэтому лучше подготовиться к работе с системой заранее.
Куда наносятся коды маркировки
Data Matrix — это матричный код, уникальный для каждой товарной единицы. Внешне он напоминает QR-код, но обладает более сложной структурой, обеспечивающей высокую степень защиты. Средство идентификации позволяет зашифровать до 2 килобайт информации, например, информацию о производителе, состав, цвет, фасон, размер, страну производства, срок годности и прочие данные. Код наносится на бирки или упаковку в виде самоклеящейся этикетки. Каждое изделие маркируется отдельно, плюс при отгрузке партий нужен общий код для комплекта товаров — коробки или паллета.
Сколько стоит маркировка?
Себестоимость самих маркировочных кодов — 50 копеек за единицу. Их необходимо заказывать в системе «Честный ЗНАК» после регистрации товаров и внесения данных о них. Более дорогой этап — приобретение маркировочного оборудования. Для работы с системой требуются принтеры этикеток, 2D-сканеры, а розничным продавцам — кассовые аппараты со специальной прошивкой и ОФД. Стоимость принтеров зависит от их характеристик и производительности — в среднем около 12-15 тысяч рублей. Сканеры могут стоить от 2 до 5 тысяч рублей. Кассовые аппараты — от 4 до 10 тысяч рублей. Компания Stick-rib поможет подобрать устройства для вашего предприятия с оптимальным уровнем производительности, чтобы обеспечить непрерывность и эффективность рабочего процесса при работе с маркировкой.
Какие сведения нужно передавать в систему
Передача данных в систему «Честный ЗНАК» осуществляется на каждом этапе маркировки. Рассмотрим эту схему подробнее:
- Производитель (импортер) регистрирует продукцию в системе, заказывает коды, печатает и наносит их. При отгрузке товаров он также с помощью ЭДО передаёт дистрибьютору универсальный передаточный документ (УПД), в котором указаны все средства идентификации с транспортировочной тары.
- Дистрибьютор после получения партии сверяет данные из УПД, подтверждает факт приёма и передаёт данные о приёмке через оператора ЭДО. Отгрузка в розничные магазины осуществляется по аналогичной с производителем схеме.
- Магазин получает партию одежды, сверяет коды, регистрирует в системе факт получения. При реализации товаров коды сканируются через кассу, после чего выходят из оборота. В случае возврата товара код необходимо просканировать заново, чтобы вернуть товар в оборот. Если идентификатор повреждён или отсутствует, необходимо провести перемаркировку, то есть заказать новый код.
Перечень одежды, подлежащей маркировке
В список товаров категории «Лёгкая промышленность», подлежащих обязательной маркировке на 2022 год, входят:
- одежда (в том числе рабочая) из натуральной или композиционной кожи;
- женские трикотажные блузки, блузы, блузоны, рубашки машинного шитья или ручного вязания;
- мужские и женские пальто, плащи, накидки, куртки, анораки, дождевики, штормовки, ветровки и аналогичные изделия (в т.ч. лыжные);
- постельное, столовое, туалетное, кухонное бельё.
Важно: перечисленные товары также касаются маркировки детской одежды — все указанные предметы, предназначенные для детей, также нужно маркировать.
Одежда и текстиль, не требующие маркировки
На текущий момент не нужно маркировать следующие типы товаров:
- пледы, одеяла;
- интерьерные шторы и занавеси;
- футболки, майки;
- костюмы;
- юбки, платья;
- жакеты, блейзеры, пиджаки.
Важно: в 2023 году Минпромторг планирует значительно расширить перечень обязательной маркировки, включив в него практически все товары категории: верхнюю одежду, спецодежду, платья и юбки, спортивные костюмы, изделия из искусственного меха, пиджаки, галстуки, шарфы и пр.
Также не нужно маркировать образцы одежды, которые изготовлены не для продажи, текстильную продукцию для выставок и ярмарок, которая не будет реализована, гуманитарную помощь от других стран, товары, реализуемые через точки беспошлинной торговли или подлежащие уничтожению.
Код маркировки на одежде: как он выглядит?
Маркировочный идентификатор «Дата Матрикс» — это двумерный матричный код квадратной или прямоугольной формы. Его печатают на самоклеящихся этикетках, после чего наносят на упаковку товара, бирку или ярлык. Любой потребитель может самостоятельно просканировать средство идентификации и увидеть информацию, зашифрованную в нём — данные о производителе, состав, размер, страну изготовления и пр.
Какое программное обеспечение потребуется
Для регистрации в системе «Честный ЗНАК» необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), а также программы для работы с ней — СКЗИ, «Рутокен Плагин». УКЭП — это электронный аналог ручной подписи, она оформляется на руководителя предприятия. Для дальнейшей работы в системе необходимо подключение к ЭДО, наличие программ для работы с идентификаторами (СБИС и пр.), а также систем учёта продукции (например, 1C, «Контур» или «Мой склад»).
Для печати идентификаторов потребуются принтеры этикеток — производительность выбирается в зависимости от объёмов производства. Устройства начального класса печатают до 5 тысяч этикеток за 24 часа, а принтеры промышленного класса способны работать без перерыва 24/7. Чаще всего они уже оснащены необходимым ПО, нужно лишь закупить расходные материалы — самоклеящиеся этикетки. Для сканирования Data Matrix необходимы 2D-сканеры — ручные, промышленные или оба типа. Для реализации товаров необходимы терминалы сбора данных, а также кассовые аппараты со специальной прошивкой и ОФД.
Подготовка к маркировке одежды: этапы
Поскольку в 2023 году перечень маркируемых товаров будет значительно расширен, лучше заранее подготовиться к работе, особенно если это придётся делать впервые. Для начала необходимо подробно изучить принципы работы системы «Честный ЗНАК», выбрать подходящее ПО и начать закупать оборудование.
- Первым шагом является оформление электронной подписи — без неё невозможна регистрация в системе.
- Сама регистрация осуществляется через личный кабинет на сайте «Честный ЗНАК» — нужно отправить соответствующий запрос, ответом на который станет ссылка для перехода в рабочий онлайн-кабинет.
- После перехода нужно заполнить данные, подписать согласие с условиями.
- Следующим шагом станет заказ и печать идентификаторов, затем — ввод маркированных товаров в оборот с соблюдением всех последующих действий (оформление УПД и пр.).
Возврат товара
Реализация одежды осуществляется стандартным способом — код маркировки сканируется через кассовый аппарат с ОФД, данные о продаже поступают в систему и идентификатор выбывает из оборота. Если же покупатель решил вернуть товар, никаких сложных действий не требуется — достаточно ещё раз просканировать код и указать, что товар был возвращён в оборот. Сложнее, если бирка с идентификатором была утеряна или сильно повредилась. В этом случае нужно проводить перемаркировку — заказывать новый идентификационный знак через систему.
Вопрос-ответ
Ответим на самые распространённые вопросы, касающиеся обязательной маркировки одежды.
Что такое туалетное бельё?
Касается ли это требование комиссионных магазинов?
Нужно ли ателье маркировать продукцию, сшитую на заказ?
Маркировать нужно только одежду, произведённую в России?
Необходимо наносить коды на все виды спецодежды?
В 2022 году маркировка требуется только для одежды, изготовленной из кожи или её заменителей. Но обратите внимание, что в 2023 году требование затронет все виды спецодежды.
Оборудование для ввода и проверки марок
Чтобы заранее подготовиться к работе с маркировкой, рекомендуем обзавестись необходимым оборудованием уже сейчас — цены на него постепенно растут из-за санкций и востребованности. Для ввода и проверки маркировок нужны принтеры этикеток и 2D-сканеры, а также качественные расходники. Качество этикеток не менее важно — потерянный или повреждённый код требует перемаркировки, а это лишнее время, дополнительные расходы и риск получения штрафа.
В компании Stick-rib можно купить всё необходимое для работы с системой «Честный ЗНАК» — высокопроизводительные устройства для печати этикеток, сканеры с большой скоростью считывания, самоклеящиеся этикетки (в том числе на заказ). Поможем выбрать оборудование, которое обеспечит непрерывность рабочего процесса. Гарантируем:
- гибкий подход;
- низкие цены; большой выбор устройств;
- быструю доставку по всей России.
Оформить заказ можно на сайте либо по телефонам +7 (495) 649-69-93; 8 (800) 333-64-97.
Источник фото: stock.adobe.com